Научная специальность: эстетика
Количество часов на дисциплину: 16 часов.
Количество аудиторных часов на дисциплину: 16 часов.
Цель дисциплины: изучение опыта мировой философско-эстетической и литературно-эстетической мысли.
Задачи дисциплины: овладение навыками терминологического словоупотребления; научение систематизации исторического и культурного-эстетического материала; знакомство с новейшей библиографией по теме; расширение методических навыков работой с темами.
Принципы отбора и организации учебного материала: материал группируется хронологически и типологически,— в соответствии с проблемных репертуаром эпохи его историческом расширении.
1. Древнейшие формы эстетического сознания: миф, символ, эмблема, аллегория, имя, число, ритуальная и магическая практика; маска, танец и рождение театра. Проблема игрового поведения в связи с генезисом искусства.
2. Античная культура как эстетическая целостность. Типы творческого поведения; быт; основные виды искусства. Риторика и поэтика. Проблема Судьбы. Праздник и зрелища.
3. Западное Средневековье и ценности христианской картины мира. Богословие, философия и эстетика в их неразрывности. Мистериальное мироощущение.
4. Византийское Средневековье. Проблема образа и прообраза; специфика иконного изображения — обратная перспектива, символика цвета и света, мистическое богообщение.
5. Ранний Ренессанс: куртуазная культура; эстетика Эроса; культ Прекрасной дамы, рыцарский роман; бытовые типы — алхимия, астрология. Монументальные стили в архитектуре — византийский, романский, готика.
6. Развитой Ренессанс и его завершение. Флорентийская академия. Неоплатоническая эстетика — учение о гармонии, пропорции, числе, каноне и пр. Феномены универсализма: Микельанджело, Леонардо, Николай Кузанский. Ирония Монтеня, смех Рабле, кровавый театр Шекспира — разочарование в ренессансном человеке.
7. Реформация и барокко как культурно-исторические единства. Лютеранство и католицизм, этические учения и политика. Переход к Просвещению.
8. Имперская идеология 18 в.; пробуждение новой исторической мысли. Просвещение 18 в. и просветительская rp`dhvh в 19 в. Дидактическая эстетика Просвещения, основные концепты. Масонство как субкультура в Европе и России. Специфика просветительства в отечественной культуре.
9. Философско-эстетические пристрастия первой половины 19 в. Обзорная лекция.
10. Романтическая эстетика на Западе и в России — типологический взгляд. Учение об иронии, гротеске, фантазии, бессознательном; тема творческого безумия; философия Эроса и игры.
11. Основные направления эстетической мысли в ХХ в. Обзорная лекция.
Основные понятия: специфика русского эстетического сознания;
философские категории в их эстетической акцентуации (всеединство, соборность и т. п.); икона, знак, символ, миф, имя, эмблема, метафора, аллегория; логос и эстезиз; богословие культуры; эстетика истории; эстетизм; игра, ирония; гротеск; жизнестроение; мифотворчество; смеховая культура; диалогизм.
Технология освоения программы: слушание лекционного курса с параллельным и одновременным обсуждением его эстетической проблематики; освоение источников; написание рефератов.
Организация самостоятельной работы: составление плана работы и последовательное его выполнение (см. индивидуальные планы).
Типовые задания для самостоятельной работы: в качестве таковых берется одна из тем лекционного курса, подвергается самостоятельной проработке; результаты обсуждаются с руководителем практики.
Аттестация: производится руководителем практики по письменным работам (обзор источников; реферат).
Лекции по истории эстетики. Л., 1972–1980. Кн. 1–4.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В пяти томах. М., 1962–1970.
История эстетической мысли: В 6 т. М., 1985–1992. Т. 1–5.
Теория литературы: 3 т. М., 1962–1965.
Гильберт К., Кун Г. История эстетики. М., 1960.
История европейского искусствознания. В 2 т. М., 1963.
Ранние формы искусства. М., 1972.
Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980–1981.
Фрейденберг О. Миф и литература древности. М., 1978.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1–9 (1957–1996; есть переиздания).
Гуревич А. Я. Категории Средневековой культуры. М., 1972.
Гофф Жак, ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения. М., 1965.
Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977.
Лосев А. В. Эстетика Возрождения. М., 1978.
Асмус В. Ф. Немецкая эстетика 18 в. М.. 1956.
Валицкая А. П. Русская эстетика 18 в. М., 1983.
Афасижев М. Н. Эстетика Канта. М., 1975.
Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. М., 1978.
Лосский Н. О. История русской философии (любое издание).
Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997; История русской философии: В 2 т. (любое издание).
Флоровский Г. В. Пути русского богословия (любое издание).
Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно- русской». М., 1994.
Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Сб. Свердловск, 1991.
Шестаков В. П. Эсхатология и утопия. М., 1995.
О России и русской философской культуре. Сб. М., 1990.
Автор-составитель программы дисциплины: К. Г. Исупов
Вопрос: Какие из перечисленных форм эстетического сознания являются древнейшими в истории культуры?
Вопрос: Кем впервые аргументирован катарсис как эстетическая категория?
Вопрос: Какие жанры были предпочтительны для средневековой культуры?
Вопрос: Каким целям служила икона?
Вопрос: Какие архитектурные стили были характерны для этой эпохи?
Вопрос: Какие черты образованности обнаруживает человек Ренессанса?
Вопрос: Кто был религиозным реформатором эпохи?
Вопрос: Что было политическим идеалом имперского мышления 18 в.?
Вопрос: Какой была ведущая стилистическая тенденция эпохи?
Вопрос: Какую картину мира строил романтизм?
Вопрос: