на главную к списку программ гостевая книга карта сайта
 
составитель:
Адрей Юрьевич
Дорский
Андрей Юрьевич
кафедра связей с общественностью

Программа курса

Человек в системе общественных коммуникаций

Специальность:
связи с общественностью, реклама, философия, культурология, художественное образование
Курс: 1 Семестр: 2 Количество часов: 6 (лекций)

Цель дисциплины: овладение студентами основами коммуникативных знаний.

Основной формой организации обучения согласно учебному плану являются лекционные занятия.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Основным принципом организации материала выступило понимание места и роли курса в системе обучения. Этот принцип конкретизирован в необходимости интеграции философско-антропологического подхода, определяющего по действующему плану первые ступени обучения, и ориентации на приобретение студентами представлений о коммуникативных профессиях, необходимых для выбора дальнейшего маршрута обучения.

Текущая аттестация осуществляется на основе эссе, выполняемых студентами в течение курса по предложенным преподавателем темам.

Итоговая аттестация: экзамен.

Тема 1. Основные понятия курса

Человек. Человеческое бытие. Роль коммуникации в становлении человеческого. Ответственность коммуникатора.

Коммуникация. Понятия коммуникации и общения. Признаки коммуникации. Виды коммуникации. Основания для классификации социальных коммуникаций: количество участников, наличие обратной связи. Массовая и общественная коммуникации: сходство и различия.

Система общественных коммуникаций. Понятие профессионального коммуникатора. Специалисты в области общественных коммуникаций: специалист по связям с общественностью, рекламист, журналист и другие. Институты общественных коммуникаций. Понятия СМИ и СМК.

Тема 2. Хронотоп общественных коммуникаций

Понятие социального пространства и социального времени. Человек как центр социального хронотопа. Ценности как структурообразующие принципы.

Принцип бинарности в организации хронотопа социальных коммуникаций. Развитие философии диалога в ХХ веке. "Я и ТЫ" М. Бубера, "Новое мышление" Ф. Розенцвейга. М. Бахтин. Поиск себя в Другом и завершенность Другим. "Смерть Другого" и формализм философии диалога.

Враг и Друг как содержательные образы бинарности. Образ друга в системе самоидентификации: отождествление. Механизмы конструирования образа друга. Образ врага в системе самоидентификации: противопоставление. Механизмы создания образа врага. Парадоксы системы "друг-враг": роль "священного друга", смена полюсов.

Поиск основы бинарности в фигуре Третьего. Гипотезы о Третьем. Третий как язык. Ж. Лакан, М. Фуко и др.

Тема 3. Реальность коммуникации

Коммуникация как обмен недостатками (Ж. Лакан). Коммуникация как обмен обманом (А. Секацкий). Проблема истины и истинности коммуникации.

Простейшая структура коммуникации. Понятия коммуниканта, реципиента, сообщения, кода, носителя и канала коммуникации.

Код коммуникации: возможности и условия несовпадения кодов коммуниканта и реципиента, возможности и условия их сближения. Стереотип как код. Виды стереотипов и использование их в профессиональной деятельности коммуникатора. Возможности коррекции стереотипа.

Сообщение в деятельности профессионального коммуникатора. Понятие месседжа. Имидж и репутация как основные сообщения в связях с общественностью: понятия, способы формирования.

Общественность как адресат. Общество и масса: общие и различающиеся черты. Социально-психологические особенности массы и воздействие в массовых коммуникациях. Социально-психологические особенности общества и воздействие в общественных коммуникациях.

Тема 4. Некоторые виды общественных коммуникаций

Политическая коммуникация. Хронотоп политической коммуникации. Особенности политического сообщения. Основные механизмы создания политического сообщения, установления двусторонней связи.

Рекламная коммуникация. Хронотоп рекламной коммуникации. Особенности рекламного сообщения. Основные механизмы создания рекламного сообщения, установления двусторонней связи.

    Организация самостоятельной работы

    Основной формой организации самостоятельной работы студентов является написание ими эссе по следующим темам:
  1. Человек в пространстве общественных коммуникаций.
  2. Масса, толпа, общество.
  3. Ложь, истина, миф в общественных коммуникациях.
  4. Этика общественных коммуникаций.
  5. Эстетика общественных коммуникаций.
  6. Я и общественные коммуникации.
Эссе сдаются преподавателю не позднее установленного в начале семестра срока.

Рекомендуемая литература

    Контрольные вопросы

  1. Роль коммуникации в человеческом бытии.
  2. Философия диалога в ХХ веке.
  3. Коммуникативный процесс в образном ряду мифологий и религий.
  4. Ответственность коммуникатора.
  5. Особенности политической коммуникации.
  6. Образ друга в системе общественных коммуникаций.
  7. Виды коммуникации.
  8. Образ врага в системе общественных коммуникаций.
  9. Система общественных коммуникаций: основные элементы и взаимосвязи.
  10. Язык как инструмент и как субъект коммуникации.
  11. Проблема истины и истинности коммуникации.
  12. Структура коммуникативного процесса.
  13. Понятие коммуникативного кода.
  14. Каналы общественных коммуникаций.
  15. Стереотип как код сообщения.
  16. Понятие месседжа в общественных связях.
  17. Понятие имиджа в общественных связях.
  18. Особенности рекламной коммуникации.
  19. Понятие репутации в общественных связях.
  20. Масса как субъект социальной коммуникации.
  21. Общество как субъект социальной коммуникации.
  22. Понятие коммуникации.

© ФФЧ, РГПУ им. А. И. Герцена, 2005 г.

к началу

Hosted by uCoz