составители: |
Стрельченко Василий Иванович |
Романенко Инна Борисовна |
кафедра философии |
Предмет, объект и субъект философского познания. Представление о человеке и его специфике в философии и социогуманитарных науках. Проблема ценностей (аксиология) и смысла человеческого существования в различных сферах гуманитарного знания. Антропологизм. Соотношение субъективных и объективных факторов бытия человека в развитии общества.
Предпосылки возникновения античной философии (экономические, социально-политические, духовные). Мифология — данная в слове чудесная история личности. Переход от мифологических к рациональным объяснениям природы человека и его бытия в мире. «Илиада» и «Одиссея» Гомера и их роль в воспитании древнего грека. Пайдейя — учение о воспитании личности.
Древнегреческая философия о сущности человека и общества. Космоцентризм. Досократические представления о человеке и его месте в космосе (Милетская школа, Гераклит). Архэ. Проблема воспитания ума и души в учении Пифагора. Проблема отношения человека к миру множественности и движения в философии элеатов. Человек в атомистическом учении Демокрита.
Антропологический период в античной философии. Субъективная диалектика софистов и их просветительская деятельность. Искусство майевтики Сократа (учение о метемпсихозе и анамнезисе). Ирония Сократа. Добродетель и знание. Сократические школы: возникновение жанра литературного портрета и разработка приемов индивидуальной психологической характеристики (Платон, Ксенофонт, Исократ, Эсхин из Сфетта и др.). Диалектика и диалог в сознании и культуре древнего грека. Идеалистические представления Платона о человеке, его образовании и государстве. Академия Платона. Учение о человеке, его добродетелях и государстве в этике Аристотеля. Ликей.
Изменение положения человека в эллинистическом государстве. Изменение статуса философа и назначения философии, расширение ученической аудитории. Специализация наук. Особенности эллинистической философии человека (киники, эпикурейцы). Отношение индивидуального и универсального в философии стоицизма. Открытие духовного измерения в человеке в философии неоплатонизма. Попытка дискурсивного описания экзистенциально-мистического опыта человека в философии Плотина.
Открытие христианством нового измерения в человеке — духовной реальности. Теоцентризм. Гармонизация отношений между верой и разумом. Средневековое отношение человека к истине. Учение о человеке и Боге в философии Августина («Исповедь»). «Программа о семи свободных искусствах (С. Боэций, Кассиодор) и формирование корпуса гуманитарных наук средневековья (trivium и quadrivium). Два типа научения в средневековой философии (монастырское и светское). Апологетика и патристика. Проблема отношения Бога и человека в византийской философии. Полемика иконоборцев и иконопочитателей. Исихазм. Средневековая схоластика (Ф. Аквинский и Д. Скот).
Средневековый монастырь и ученая деятельность монахов по хранению и тиражированию древних рукописей. «Высшие школы» и университеты средневековья. Идеалы универсальности и энциклопедизма в интеллектуальном развитии человека. Доктрина и дисциплина. Догматика, моралистика, полемика, экзегетика, богословская поэтика, проповедь как важнейшие амплуа гуманитарной учености Средневековья.
Формирование новых подходов к процессу творчества (Н. Кузанский, П. Дела Мирандола и др.). Гуманизм. Превращение древнего текста в объект филологического исследования (Ф. Петрарка). Возникновение новых канонов и стилей в литературе и искусстве (А. Данте, Ф. Рабле, С. Боттичелли, Л. да Винчи, Микеланджело и др.). Возрождение «герметической традиции» (М. Фичино). Становление светских представлений о человеке и обществе в эпоху Возрождения. Социальные утопии как выражение специфических особенностей общественного сознания эпохи (Т. Кампанелла, Т. Мор). Учение о человеке и государстве (Н. Макиавелли). Индивидуализм эпохи Возрождения.
Перемещение центра интеллектуальной активности в научные центры и общества. Признание важности экспериментального подхода в изучении природы вообще и природы человека в частности. Формирование новых представлений о жизни человека и общества (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж.Локк, Э. Кондильяк, К. Гельвеций, Д. Дидро и др.). Тенденция эциклопедизации знания (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Р. Гоклениус, Вольтер, Х. Вольф и др.).
Влияние методов эмпиризма, рационализма и сенсуализма на развитие представлений о человеке. Педагогический эксперимент. Создание школ нового типа и формирование классической педагогической парадигмы Нового времени (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф.А. В. Дистервега, И. Ф. Гербарт и др.). Человек как предмет немецкой классической философии (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах).
Человек в культуре Древней Руси. Гуманитарные науки в истории российской культуры и просвещения. Летописи, круг учебной и духовной литературы и их роль в истории культуры России. Мировоззрение русской иконописи. Представление о человеке в творчестве А. Рублева. Влияние исихазма. Русская духовная философия (Т. Задонский, П. Величковский и др.). Антропология и этика Г. Сковороды. Реформаторская деятельность Петра I в сфере культуры и просвещения. Научное творчество и государственная деятельность В. Н. Татищева и М. В. Ломоносова в организации национальной системы просвещения, развитии русского литературного языка и оформлении научной лексики. Философия человека русского Просвещения. Представление о человеке и его бессмертии у А. Радищева.
Философские идеи П. Я. Чаадаева: смысл христианской религии для человека и культуры, идея бессмертия, представление о смысле человеческой свободы. Западники. Концепция личности в философии славянофилов (И. В. Киреевского и А. С. Хомякова). Принцип соборности и идея мистической Церкви. Русский космизм и концепция Богочеловечества и софийности (Н. Ф. Федоров и В. С. Соловьев). Концепция личности и ее свободы у А. И. Герцена. Критика христианства. Представления о смысле человеческого существования Ф. М. Достоевского. Антропологическая концепция Н. А. Бердяева. Философия человека и образования В. В. Розанова.
Человек и Сверх-человек в философии Ф. Ницше. Воля к власти как сущность человека. Модернизм и постмодернизм — изменение идеала рациональности. Проблема языка, дискурса, власти.
Человек в символической реальности (Э. Кассирер). Становление проблематики языка современности. Герменевтика как метод понимания гуманитарных наук.
Экзистенциализм. Пограничная ситуация. Тема свободы, абсурда и смерти в философии Ж.-П. Сартра и А. Камю. Тема исчезновения человека в постмодернизме. Смерть автора (М. Фуко).
Техника и человек: взаимные ограничения и стимулы развития. Техника и футурология. Постиндустриализм. «Массовая культура» и нормы общественного поведения. Изменение положения человека в информационном обществе. Образование как способ бытия человека. Проблема человека в истории идей.
Апологетика и патристика. Проблема отношения Бога и человека в византийской философии. Исихазм
Г.В. Ф. Гегель, Л. Фейербах)
Мировоззрение русской иконописи. Представление о человеке в творчестве А. Рублева. Влияние исихазма
Концепция человека в учении русских массонов. Влияние западной мистической традиции
Философия русского Просвещения. Представление о человеке и его бессмертии у А. Радищева
Церкви. Принцип соборности
© ФФЧ, РГПУ им. А. И. Герцена, 2005 г. |