составитель: |
Мосолова
Любовь Михайловна |
кафедра художественной культуры |
Специальность: 032800 | Курс: 1 | Семестр: 2 | Количествово часов: 6 (лекций) |
Цель дисциплины: дать представление о специальности «культурология» и необходимости культурологического образования личности в современном мире.
Принцип отбора содержания дисциплины связан с необходимостью выделить в массиве знаний о культуре те разделы, которые дают представления о специальности, специалисте и особенностях его работы. Логическая структура учебной дисциплины соответствует указанному принципу. Предполагаются лекционные занятия пропедевтически — ознакомительного и установочного характера.
Текущая аттестация и итоговая аттестация.
Текущий контроль осуществляется в ходе пропедевтических занятий (вопросы к аудитории и ответы, общее обсуждение проблемы).
Итоговая аттестация — экзамен, в ходе которого выявляется склонность студента к освоению специальности «культурология» и представление о специфике деятельности культуролога.
Тема 1. История становления специальности «культурология» (2 часа)
Причины интереса общества ХХ века и мировой науки к проблемам культуры. Европейские аналоги наук о культуре. Время основания специальности «культурология» в России и особенности становления культурологического образования высшей и средней школе.
Тема 2. Содержание культурологического образования. (2 часа)
Соотношение «гуманитарной культурологии» к «научной культурологии». Предметный блок дисциплин в подготовке специалиста по культурологии. Особенности культурологического образования школьников. Модернизация современного образования и ее культурологические основания и проблемы. Культурологические основания «Болонского процесса» в Европе.
Тема 3. Культурология и культуролог. (2 часа)
Понятие «культурная компетентность личности». Структура культурной компетентности личности. Задачи культуролога. Портрет культуролога. Сфера возможной деятельности культуролога и его социальный статус.
Основные понятия: культурология, культурологическое образование, социокультурные процессы, гуманитарная культурология, научная культурология, культурологический дискурс, культурная компетентность личности, социокультурный тип личности, социальная адекватность личности, структура культурной компетентности личности, сферы культуры.
Тема 3. Культурология и культуролог.
Задания:
Привести несколько примеров в соответствии со структурными составляющими культурной компетентности личности.
1. Компетентность в отношении к институциональным нормам общества и его организации (к социальным институтам, политико-правовым структурам, установлениям иерархиям).
2. Компетентность в отношении к конвенциональным нормам социальной и культурной регуляции (национальным и сословным традициям, господствующей морали, нравственным ценностям, мировоззрению, обрядам, обычаям, этикету, обыденной эрудиции в социогуманитарных знаниях).
3. Компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуальным образцам социальной престижности (моде, имиджу, стилю, символам, регалиям, социальным статусам, интеллектуальным и эстетическим течениям и пр.).
4. Компетентность, выраженная в уровне полноты и свободы владения языком социальной коммуникации (устным и письменным разговорным; специальными языками и профессиональными жаргонами, языками этикета и церемониала; политической, религиозной и этнографической символикой; семантикой атрибутики престижности; социальной маркировки и т. п.).
5. Провести интервью с сокурсниками по вопросам: а) в чем суть профессии культуролога; б) каким должен быть культуролог.
Результаты самостоятельной работы:
Картотека основных культурных компетентностей; итоги интервьюирования.
I. Что обозначает понятие «гуманитарная культурология» или «культуроведение»?
II. Дайте письменно определение культурологии как науки и её состав.
III. Функции культуролога.
Развитие наук о культуре, обучение культурным компетентностям, трансляция образцов культурной компетентности, открытие законов психологии, изучение географической среды, развитие массовой культуры, организация культурной деятельности, создание проектов культурного развития, работа имиджмейкером, разрешение социальных конфликтов (неверное зачеркнуть)
Вопросы для самостоятельной работы включаются в перечень экзаменационных вопросов.
© ФФЧ, РГПУ им. А. И. Герцена, 2005 г. |