на главную к списку программ гостевая книга карта сайта
 
составитель:
Любовь Михайловна
Мосолова
Любовь Михайловна
кафедра художественной культуры

Программа курса

Человек в системе культуры

Специальность: 032800 Курс: 1 Семестр: 2 Количествово часов: 6 (лекций)

Цель дисциплины: дать представление о специальности «культурология» и необходимости культурологического образования личности в современном мире.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Принцип отбора содержания дисциплины связан с необходимостью выделить в массиве знаний о культуре те разделы, которые дают представления о специальности, специалисте и особенностях его работы. Логическая структура учебной дисциплины соответствует указанному принципу. Предполагаются лекционные занятия пропедевтически — ознакомительного и установочного характера.

Текущая аттестация и итоговая аттестация.

Текущий контроль осуществляется в ходе пропедевтических занятий (вопросы к аудитории и ответы, общее обсуждение проблемы).

Итоговая аттестация — экзамен, в ходе которого выявляется склонность студента к освоению специальности «культурология» и представление о специфике деятельности культуролога.

Основное содержание
Введение в специальность «культурология»

Тема 1. История становления специальности «культурология» (2 часа)

Причины интереса общества ХХ века и мировой науки к проблемам культуры. Европейские аналоги наук о культуре. Время основания специальности «культурология» в России и особенности становления культурологического образования высшей и средней школе.

Тема 2. Содержание культурологического образования. (2 часа)

Соотношение «гуманитарной культурологии» к «научной культурологии». Предметный блок дисциплин в подготовке специалиста по культурологии. Особенности культурологического образования школьников. Модернизация современного образования и ее культурологические основания и проблемы. Культурологические основания «Болонского процесса» в Европе.

Тема 3. Культурология и культуролог. (2 часа)

Понятие «культурная компетентность личности». Структура культурной компетентности личности. Задачи культуролога. Портрет культуролога. Сфера возможной деятельности культуролога и его социальный статус.

Основные понятия: культурология, культурологическое образование, социокультурные процессы, гуманитарная культурология, научная культурология, культурологический дискурс, культурная компетентность личности, социокультурный тип личности, социальная адекватность личности, структура культурной компетентности личности, сферы культуры.

Методические рекомендации для самостоятельной работы:

Тема 3. Культурология и культуролог.

Задания:

Привести несколько примеров в соответствии со структурными составляющими культурной компетентности личности.

1. Компетентность в отношении к институциональным нормам общества и его организации (к социальным институтам, политико-правовым структурам, установлениям иерархиям).

2. Компетентность в отношении к конвенциональным нормам социальной и культурной регуляции (национальным и сословным традициям, господствующей морали, нравственным ценностям, мировоззрению, обрядам, обычаям, этикету, обыденной эрудиции в социогуманитарных знаниях).

3. Компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуальным образцам социальной престижности (моде, имиджу, стилю, символам, регалиям, социальным статусам, интеллектуальным и эстетическим течениям и пр.).

4. Компетентность, выраженная в уровне полноты и свободы владения языком социальной коммуникации (устным и письменным разговорным; специальными языками и профессиональными жаргонами, языками этикета и церемониала; политической, религиозной и этнографической символикой; семантикой атрибутики престижности; социальной маркировки и т. п.).

5. Провести интервью с сокурсниками по вопросам: а) в чем суть профессии культуролога; б) каким должен быть культуролог.

Результаты самостоятельной работы:

Картотека основных культурных компетентностей; итоги интервьюирования.

  1. Вопросы для самоконтроля:
    1. Сферы деятельности культуролога.
    2. Понятие «культурная компетентность».
    3. Понятия «политическая и правовая компетентность» в культуре личности.
    4. Компетентность в области стиля, моды и современных течений искусства.
    5. В каких атрибутах может быть выражено значение элитарной культуры.
    6. Как может быть прочитана семантика современных «фанатов звезды» (музыка, футбол и т. п.).
    7. Зачем нужна национальная символика (флаг, герб).
    8. В чем состоит современная компетентность в современной устной речи.
    9. Основные компетентности в сфере нравственной культуры.
    10. Культурология как профессия.

Итоговый тест:

I. Что обозначает понятие «гуманитарная культурология» или «культуроведение»?

  1. Сферу исторических, филологических и искусствоведческих наук, изучающих факты, отдельные явления истории культуры (этнической, национальной, религиозной, художественной, материальной, духовной).
  2. Сферу истории философии и социологии.
  3. Сферу экономических отношений.

II. Дайте письменно определение культурологии как науки и её состав.

III. Функции культуролога.

Развитие наук о культуре, обучение культурным компетентностям, трансляция образцов культурной компетентности, открытие законов психологии, изучение географической среды, развитие массовой культуры, организация культурной деятельности, создание проектов культурного развития, работа имиджмейкером, разрешение социальных конфликтов (неверное зачеркнуть)

Система контроля:

Вопросы для самостоятельной работы включаются в перечень экзаменационных вопросов.

    Вопросы к экзамену

  1. История становления специальности «культурология».
  2. Культурология как профессия.
  3. Понятие «гуманитарная культурология».
  4. Понятие «научная культурология».
  5. Понятие «культурная компетентность личности».
  6. Портрет культуролога как специалиста.
  7. Культурология в современном мире.
  8. Культурологическое образование в свете идей модернизации школы.
  9. Культурологическое образование и «Болонский процесс» в Европе.
  10. Основные сферы культуры.
  11. Культура и цивилизация.
  12. Функции культуры.
  13. Понятие «массовая культура».
  14. Понятие «элитарная культура».
  15. Человек как предмет культурологического познания.
  16. Институты и ценности демократического общества.

    Список рекомендованной литературы
    (основная)

  1. Соколов Э. В. Культурология. Пособие для старшеклассников. Глава I.— М., ИНТЕРПРАКС, 1994г. с.5-42.
  2. Гуревич И. С. Учебное пособие.— М., 1996г. Введение.
  3. Основы теории художественной культуры. Учебное пособие./ Под ред. Л. М. Мосоловой — СПб., «Лань», 2001г. с. 3-5.
  4. Культурология как она есть и какой ей быть. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып.5./ Под ред. Л. М. Моревой.— СПб., 1998г.
  5. Культурология ХХв. Энциклопедия: в 2т.— СПб., 1998г.

    (дополнительная)

  6. Культурология ХХ век. Антология.— М., 1994г.
  7. Антология исследования культуры. Т.-1. Интерпретации культуры.— отв. ред. Л. А. Мостова.— СПб., 1997г.
  8. Флиер А. Я. Культурология для культурологов.— М., 2002г. с.88-117.
  9. Кармин А. С. Основы культурологии.— СПб., 1997г.
  10. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры.— М., 2003. Введение.

© ФФЧ, РГПУ им. А. И. Герцена, 2005 г.

к началу

Hosted by uCoz